Итоги 2014 года: о юношеской сборной

Так бывает: скажешь слово и все закрутится-завертится. Случилось это еще на Федерации 2013 года. Сказала я о том, что мне не сложно будет провести сборы для наших юношей, а получила должность тренера юношеской сборной Республики Беларусь по спортивному ориентированию. Не могу сказать, что я им себя сполна ощущаю, однако работа в 2014 году была проделана, а посему хочется о ней рассказать.

Сначала о том, что произошло. Были проведены 3 сбора для ребят, состоялась поездка на Первенство Европы среди юношей и… В общем, и все. На самом деле работы было проделано невероятно много, иногда мысли о том, что еще предстоит, повергали меня в уныние. А результат поместился в одной строчке. Хорошо это было, плохо ли – спросите ребят.

Теперь я просто публикую то, о чем говорила или собиралась сказать на “Детской Федерации”.
1. В этом году я заметила очень маленькую отдачу от тренеров. У некоторых буквально приходилось “вырывать” детей на сборы, почти никто не помогал. В ответ на мои предложения я получала много задач и вопросов, которые не могла и, думаю, не должна была решать. Их могли решать сами тренера. Но – кажется, они не хотели напрягаться. Тем приятнее выглядели увлеченные люди. Спасибо большое за инициативу, помощь и правильный курс ОЛЬГЕ ПАВЛОВНЕ ИВАНОВОЙ, ПЕТРУ ПЕТРОВИЧУ МИРОНОВУ, НАТАШЕ ГРИШАНОВОЙ, ОЛЕГУ ГЕННАДЬЕВИЧУ КОПОТЮ, АНДРЕЮ ВИТАЛЬЕВИЧУ МОРОЗОВУ, АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСЕЕНКУ, ВСЕЙ АКТИВИСТСКОЙ ЧАСТИ КЛУБА “Эридан”, а также отлично поработавшим во время сборов тренерам – Людмиле Дмитриевне Яньшиной, Андрею Николаевичу Марченко, Андрею Пенкрату (тут, конечно, нельзя забыть про Дмитрия Николаевича Ванькевича), Оле Роговцовой и Юле Цвирбут. Мне будет действительно стыдно, если я кого-то забыла.
2. Детско-юношеская комиссия за год ни разу не собиралась. Это так, факт констатирую. Надеюсь и верю, что Дмитрий Николаевич это скорректирует в 2015.
3. Выдержки из непонятных работ, проделанных мной в этом году, но такое чувство, что бесполезных:
А) готовила письма детям по школам. Пришлось проанализировать результаты всего года, всех важных соревнований – я ведь хотела, чтобы как можно больше детей получило эту похвалу. Федерация не нашла возможности предоставить мне 50 конвертов, в итоге я просто раздала эти бумажки. Интересует: помогли ли они кому-то? Нужно ли этим заниматься сейчас? А может, мне еще кто ответит, не найдется ли у нас 50-60 конвертов
Б) собирала данные и фото всех сборников. Целые анкеты. Получилось красиво. Но разве, админы сайта Сборных команд Республики Беларусь, вы где-то это разместили? Это меня слегка огорчает, потому что дело нужное. Я за красоту:) но это не совсем по юношеской сборной вопрос
4. Также из поставленных мной задач на 2014 было составить список кружков по республике, где можно заниматься ориентированием. Видимо, я плохо акцентировала на этом внимание, но никаких ответов я не получила. Только Лёша Лабчевский прислал мне список кружков МГТЭЦ, но там только имена тренеров. Не вышло красивой странички для тех, кто хотел бы заняться ориентированием, но не знает, где.

Теперь о планах на 2015 год
К сожалению, сборы в Полоцке, аналогичные январским образца 2014, не состоялись. Судя по всему, слишком поздно спохватились. Признаться, я совсем упустила из виду, что январь за декабрем наступает. Таким образом, этот проект откладывается до 2016 г. Важно: Республиканский центр выдал информацию, что их календарь составляется не на календарный, а на учебный год и утверждается в августе. Поэтому план сборов учебного года 2015-2016 нужно будет подготовить до этого момента, создать соответствующее положение и ему следовать.
Со сборами в Бресте пока нареканий не возникло. Будут они, или нет, зависит от возможности местной турбазы нас принять. Пока что новости от Олега Геннадьевича пришли позитивные. Планируются сборы на весенние каникулы.
В конце весны традиционно планируется выезд на Чемпионат Балтийских стран. Ребята, которые сейчас приходят ко мне на занятия, в большинстве своем документы на визы подали. И остается “только” тренироваться. Что остальные? Признаться, я не знаю. Но очень хотелось бы вывезти на Балтийские игры полный и готовый сражаться состав юношей.
С летом пока понятно только проведение Юношеского первенства в Могилевской области. Оно, кстати, приходится ровно на сроки Первенства Европы в Румынии. Не знаю, как предполагается разруливать эту ситуацию, потому что пока не знаю даже потенциально кто готовится к Первенству. Слышала только о желании Гомеля поучаствовать там. Также на детской федерации слышала предложение организовать совместно с Первенством 9-дневный тренировочный лагерь.
В середине лета никто из присутствовавших тренеров не изъявил желания проводить сборы или даже к ним присоединяться. Поэтому лето мы наверное оставим на самостоятельные тренерские развлечения.
Осенью в календаре имеется традиционный Кубок РБ среди ДЮК (19-20 сентября). Но из интересного – в октябре в Германии состоится Кубок Европы среди юношей и юниоров. И вот похоже туда имеет смысл готовиться для наших юных сборников (имея в виду в первую очередь, конечно, 18 группу).

Ну, это все я скорее привела факты, чем свое отношение к этим фактам.

Есть еще несколько интересных идей. К таковым относится:
1. Проведение в 2015 благотворительного старта в поддержку юношеской и юниорской сборных. В этом году ребята давали такую идею, но никто за нее не ухватился. Причем проводить можно интересно, объединившись различными областями даже, всей сборной. Тут я готова взять на себя общее руководство, но инициатива, безусловно должна принадлежать не мне, а вам, ребята. Это такая вброс-идея.
2. Мне не слишком нравится, как проводится награждение по итогам годового рейтинга. Получается, все говорят про рейтинг, про то, какой он важный, и как ребятам нужно за него сражаться. А в конце года победители ГОДА просто получают грамоты и дипломы. Причем не сами, а через тренеров. Это как-то неправильно. Я понимаю, что в этом году, возможно, что-то менять уже сложно, но я бы подумала о том, чтобы реорганизовать рейтинг так, чтобы последний этап стал чем-то вроде гандикапа по итогам года – можно специальным образом готовить на нем стартовый протокол с лидерами в конце. Символично, если бы последним этапом был Кубок ДЮК. К нему подсчитать весь годовой рейтинг. В день проведения этапа подводить годовые итоги и вручать те самые медали-грамоты в торжественной обстановке. Вроде как организовать вечер, посвященный лучшим молодым спортсменам Республики. Чтобы у ребят был повод появиться в среде своих коллег по спорту в красивом виде, немного пообщаться не в обстановке соревнований, а в обстановке праздника. Чтобы это стало запоминающимся событием. Конечно, тут еще нужно сообразить, как это все провести, но базовая концепция такая.

И последнее. Возвращаюсь к своим баранам, а именно – сборам. Я все равно вижу именно их основным видом работы моей как тренера. Поэтому хотелось бы конкретизировать, как именно я себе их представляю, и что не так с ними бывает.
Самый главный вопрос – принесли ли сборы 2014 года какой-то результат? Стал ли кто-то серьезнее относиться к ориентированию, тренироваться, стремиться вперед?
Если да, то имеет смысл обсуждать остальное. Мне было сложно организовывать сборы, потому что я выстроила неправильную концепцию, выискивая, упрашивая и предлагая людям поучаствовать. В будущем я бы хотела действовать так:
– я только устанавливаю сроки сборов, те, которые будут удобны предполагаемым участникам, и от которых будет толк. Подготавливаю (надеюсь, с помощью заинтересованных людей) место для жилья энного количества человек и карты с дистанциями и определенными заданиями. Все остальное я решаю только опционально. Физически невозможно все успеть
– сборники и тренеры получают сообщения о готовящихся сборах, и максимально решают вопросы сами (о своем участии, о том, какие нужны документы, чтобы их отправили на сборы) и все это сообщают. Новые документы мы готовим и передаем. Но это ваша заинтересованность в том, чтобы их получить и попасть на сборы.
– к рассмотрению из нестандартного принимаются только мнения заинтересованных тренеров. Остальные будут получать все в таком виде, как я буду полагать нужным. Всем угодить невозможно, и будем стараться угодить лучшим.

Это уже себе на заметку – нужно подготовить анкету для участников сборов. Что показалось полезным, что было не нужно. Что можно улучшить.

Все, что написано выше – целиком и полностью мое личное мнение. Буду рада отзывам и комментариям.
Спасибо за внимание.

Пакінуць каментар

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.